А. Х. Гуртнер

Вопросы относительно триединства божества

(2)

 

[Главная]   [Триединый Бог] [Личный Сын Бога] [Вопросы 1-121] [Вопросы 122-243]

 

 

«…Я говорю то, что видел у Отца Моего…»

(Иоан. 8:38)

 

«…не должен ли народ обращаться к своему Богу? …  обращайтесь к закону и откровению»

(Ис. 8:19,20)

ПОБУЖДЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ БИБЛИИ

 

ТРИЕДИНЫЙ БОГ

«БОГ ОТЕЦ», «БОГ СЫН», «БОГ СВЯТОЙ ДУХ»

 

КАКИМ ОБРАЗОМ УЧЕНИЕ О «ТРИЕДИНОМ БОГЕ»

(«БОГЕ ОТЦЕ, БОГЕ СЫНЕ, БОГЕ ДУХЕ СВЯТОМ»)

ПРИШЛО В ХРИСТИАНСТВО?

           

           

            Знакома ли Троица Ветхому или Новому Завету? Когда возникли символы веры церквей? В справочных пособиях и церковными историками даются, на основании исторических фактов, доказательства о том, как на протяжении столетий Троица развивалась в христианстве.

            Брокгауз:

            ««Триединство», «тройственность», латинское «Trinität». Согласно господствующему христианскому учению троякость божественных личностей (Отец, Сын, Дух Святой) слагается из единства божественной сущности. Учение о троице было объявлено на церковных соборах в Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.) и признаётся всеми более или менее большими церквами».

            Biblisch-Theologisches Handwörterbuch, Vandenhoek & Ruprecht 1959:

            «Учение о триедином Боге было церковью сформулировано в позднем четвёртом веке. Сама Библия ни в одном месте не содержит какого-либо выразительного высказывания в пользу триединого Божества. Единственное исключение составляет так называемая «Comma Johanneum», которая является  западной припиской к 1 Иоан. 5:7, сделанной в четвёртом веке: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». Этот стих, вошедший также и в некоторые поздние греческие рукописи, и введённый Лютером в его перевод, был, несомненно, призван восполнить недостающую буквальную основу в Писании» (стр. 607).

            Lexikon für Theologie und Kirche (kath.), vom Herder-Verlag (Auszug):

            «Сomma Johanneum (CJ) – это текстологическое, второстепенное, в самом себе разобщённое, традиционно передаваемое, сохраняемое добавление к 1 Иоан. 5:7. Восточные отцы до самого средневековья не знакомы с этой CJ; она развивалась на основе тринитарного толкования (что, между прочим, обнаруживается у Тертуллиана и Киприана) и вошла через раннюю Вульгату в печатные издания греческого Нового Завета, между прочим, и в издания Эразма, начиная с третьего издания, а также Текстус Рецептус. Реформаторы в своём большинстве высказывались против CJ» (стр. 1272).

            Внешние факторы развития тринитарной догмы, доктор Петер Герлитц,

            «Фон учения о тройственной сущности Божества»:

            «История троицы в своей начальной стадии – это, прежде всего, христология. Поэтому-то и в первозданном христианстве не обнаруживается тринитарное понятие о божестве, как таковое. Кроме Comma Jоhanneum, появляющейся к концу четвёртого века, у испанских и африканских отцов церкви на протяжении столетий древнейшим тринитарным свидетельством служила формула крещения по Матф. 28:19. Однако уже в эпоху просвещения сомневались в подлинности этой тринитарной формулы. F. Cony-Beare достаточно доказал, что Евсевий в своих трудах, написанных до Никейского собора, никогда полностью не цитирует дословный текст по Матф. 28:19, а постоянно только «ВО ИМЯ ИИСУСА». Возможно, и Иустин использовал также эту формулу текста, а Соny-Bearе эту тринитарную формулу крещения не знал» (гл. 1, стр. 9,10).

            Kompendium der Kirchengesсhichte, Karl Heussi (18-е издание):

            «Древнейшая формула крещения заключалась в исповедании Христа, а позже внедрилась триадная форма. Новому Завету неведомы истинные тринитарные высказывания… Матф. 28:19 – (не есть подлинное слово Господа)…» (стр. 69).

            Переводчик Библии Рейнхардт (1910) –примечание к Матф. 28:20:

            «Многие сомневаются в том, что формула крещения, созвучная впоследствии появившейся троице, происходит от Самого Иисуса. Вполне возможно, что переводчик Евангелия от Матфея заимствовал её из церковного предания и добавил её к Матф. 28:19. Изначально крестили во Имя Иисуса» (Деян. 2:38; 8:16).

            Католический перевод Библии (1965), издательство Гердера, Примечание к Матф. 28:16-20:

            «Тринитарная формула крещения развивалась в ранней церкви из простой формулы «ВО ИМЯ ИИСУСА»» (в этом переводе Библии, к чести сказать, используется действительное и правомерное имя живого Бога – «Яхве»).

            «Справочник для католика на сегодня»:

            «Тайна Троицы – это центральное учение католической веры. На нём основаны все остальные учения церкви» (стр. 11; см. также «Катехизис католической церкви», 2005, стр. 41).

            Die Geschichte des Christentums (Altertum), vom Herder-Verlag (kath.) [История Христианства (древность), издательство Гердера (катол.)]:         

            «Третий трёхчленный символ веры несомненно иного зарождения и, вероятно, литургического происхождения. Речь идёт о формуле крещения, которой заканчивается Евангелие от Матфея.

            Этот текст не является частью общего апостольского  предания, но он будет иметь решающее влияние на развитие формулы крещения (Матф. 28:19,20)…

            Теперь мы имеем дело с нашим нынешним символом веры, с Textus Receptus, известным на Западе как «Апостольский символ веры». Какое это имеет отношение к тому, что этот символ приписывается апостолам? Это приписывание нужно относить к области легенд. Парадокс «Апостольского символа веры» заключается в том, что он не является частью канона Писания, который закончился со смертью поколения апостолов, но в то же время кичится авторитетом апостольским» (стр. 816,820,821).

            Calwer Kirchenlexikon II; Theologisches Handwörterbuch, Calwer Verlagsverein, 1893:

            «Дух Святой как Дух Божий, несомненно является божественной сущностью (Деян. 5:3), а поскольку он есть Дух конкретной личности, то о нём говорится в личностных выражениях. А по Гал. 4:6; 2 Кор. 3:17; Рим. 8:9 и согласно с местами в 4-м Евангелии, касающимися allos parakletos, Он есть Дух прославленного Христа» (сравните с Библией Лютера, толкование понятий, стр. 16).

            Lehrbuch der Katholisсhen Religion (1895), Dr. A Glattfelter:

            «Христианская церковь перенесла Богом освящённый день покоя на первый день недели. Поэтому воскресенье есть день почитания пресвятой троицы» (стр. 48).

            Вера в Яхве и освящение субботы засвидетельствовано Священным Писанием, равно как Ветхим, так и Новым заветами. Яхве благословил и освятил субботу. Личный Сын Яхве и все ученики Мессии соблюдали и освящали субботу и поклонялись Яхве Отцу (Быт. 2:1,2; Исх. 20:8-11).

            Почему же, несмотря на всё это, у большинства христиан практикуется вера в троицу и празднование воскресенья?

            В какое время, и каким образом возникли эти отягчающие изменения в христианстве?

            В языческих религиях практиковалось почитание многих божественных триад (троиц). Например:

·        Вавилоняне: Нимрод, Семирамис, Фаммуз (ср. Иез. 8; 19:1-11);

·        Финикийцы: Ваал (господин), его супруга Астарта и их сын Адонис, который умирает и воскресает;

·        Шумеры: Утру – солнце; Нанна-Шин – луна; Инанна – богиня планеты Венеры и любви;

·        Римляне: Юпитер, Марс, Квириний, позже – Юпитер, Юнон, Минерва;

·        Индусы: Брахма (творец), Вишну (хранитель), Шива (разрушитель);

·        Египтяне: Изис, Озис, Горус; Харата (утреннее солнце), Рa (полуденное солнце), Атум (вечернее солнце);

·        Греки: Деметр, Дионисий (Бахус), Персефона; также: Зевс (владыка неба и земли), Посейдон (его брат, владыка над морем) и Ад (третий брат, владыка преисподней). Преисподняя охранялась трёхглавым псом по имени Цербер. У отца богов, Зевса, было несколько внебрачных детей, среди которых числятся Диана (Артемида) – богиня плодородия, богиня любви и охоты (ср. Деян. 19:35; 1 Кор. 16:33). Её брат-близнец, Аполлон, был богом света, прорицаний, музыки и поэзии, но также и богом смерти (ср. Откр. 9:11; а также Библия Лютера 1984, Anhang, стр. 5-8).

            Во время празднования пасхи в 2008 году, в олимпийской священной роще Мария Н., греческая актриса, облачённая в священнический наряд, как первосвященница заклинала бога солнца – Аполлона. Она благодарила его за то, что он ниспослал солнечные лучи, которые воспламенили святой факел.

            В конце третьего века нашей эры такие языческие культы как божества Ваала и Митры, а также такие, как божества луны, любви и плодородия Ашера, Астарта, Ваалтис и мать богов Маgna Mater, называемая также и богиней неба (Иер. 7:18; 44:18), достигли своего расцвета.

            В царствование императора Диоклетиана и его преемника разразилось (303-312) самое большое и свирепое гонение на христиан, во время которого погибло бесчисленное множество мучеников. Но поскольку совершенного искоренения монотеистического (единобожного) христианства добиться не удалось, императоры поняли, что для воссоздания единства и мира в римском царстве необходимо слияние единобожного христианства с многобожным язычеством. Император Константин почитал бога солнца и издал в 321 году первый закон о праздновании воскресенья.

            Огромная римская империя и её провинции постоянно потрясались этническими и религиозными конфликтами. Кроме этого, в начале четвёртого века в среде христиан возник конфликт на почве споров о «Божестве». Спор разразился между пресвитером Арием и дьяконом Афанасием. Чтобы покончить с ожесточённым спором между обеими партиями, состязавшимися вокруг вопроса о «Божественности Христа» или о «Природе Иисуса», и спасти мир в римской империи, император Константин в 325 году созвал в Никее первый Вселенский собор.

            Император сам открыл собор и управлял им. Он желал вместе со всеми епископами выработать такой экуменический символ веры, который могли бы принять обе партии. Афанасий, по имени которого впоследствии и был назван новый символ веры, учил, что Сын Божий есть тоже «Бог» и, стало быть, такого же возраста, как Его Отец. Пресвитер Арий опротестовал это новое учение и назвал его небиблейским, поскольку оно противоречит Священному Писанию. Он был убеждён в том, что Небесный Отец имел ещё до сотворения мира личного Сына, который был художником при творении Земли.

            Арий заявлял: «Нас преследуют за то, что мы говорим, что у Сына было начало, и что Отец не имеет начала». После этого Афанасий приписал пресвитеру Арию, что он, таким образом, верит, что Христос есть сотворённое «существо». Афанасий и его сторонники обвиняли в ереси Ария и всех не веровавших в то, что Мессия сам есть «Бог». По окончании собора император Константин заявил, что он согласен с тем, что Иисус Христос тоже есть «Бог».

            Такой взгляд он мог хорошо согласовать со своим миропониманием, так как многобожие не было ему чуждо. Незадолго до своей смерти – уже на смертном одре – он принял крещение. После собора Арий был отправлен в изгнание. В 336 году он был отозван. Ещё до того как Арий должен был быть публично реабилитирован в предстоящую субботу, он накануне вечером умер таинственным образом. Некоторые историки полагают, что это было отравление.

            Но столкновения по вопросу «Божества» были ещё далеко не окончены. Император Феодосий председательствовал на Константинопольском соборе, на котором в 381 году было решено, что и Дух Святой есть «истинный Бог», и, таким образом – «третья личность Божества».

            Так называемый символ веры по Афанасию, ныне называемый «Никео-Константинопольским», был оформлен письменно между четвёртым веком и концом шестого. Он и сегодня ещё имеет силу в римско-католической и других церквах. Этот символ заявляет:

            «Сын Божий есть «истинный Бог» и истинный человек. Он не восприимчив к страданиям и бессмертен по Божеству, но по человечеству…Он умер и был погребён. «Мы также верим в Святого Духа, который есть совершенный и истинный Бог». Кто желает спастись, тот должен верить в святую троицу» (Neuner/Roos «Der Glaube der Kirche in den Urkunden der Lehrverkündigung», стр. 552).

            В декрете, который император Феодосий издал после собора в 381 году, он заявил:

            «Мы верим, соответственно учению апостолов и Евангелия, в единую Божественность Отца, Сына и Святого Духа с признанием за ними равного величия и любезного триединства. Все приставшие к этой вере должны по нашему указанию носить имя «католические христиане»».

            Все, не принявшие это вероисповедание, обозначались императором как еретики, и в этом же декрете он им угрожал драконовскими мерами:

            «Прочие же безумные и душевнобольные, какими они являются, должны будут нести позор их еретической веры. Их места собраний не должны называться церквами. Они должны будут, прежде всего, нести божье наказание, а потом уже ту кару, которую мы по божьей воле обрушим на них» («Kirchengeschichte» 1955, Dr. K. Algermissen, стр. 89).

            Чтобы смешать христианство с языческими религиями, многие языческие обычаи и праздники были в 4-м веке христианизированы. К ним относятся почитание святых (прежде всего Марии), иконопочитание, учение о бессмертии души, праздник, посвящённый Астарте или Остере (Пасха), Христово вознесение, Рождество, культ мощей, монашеская жизнь, монашество, паломничество и т.д..

            Августин (354-430) был знаменитейшим «отцом церкви» своего времени. Он исповедовал неоплатонизм и был прославленным философом и учителем красноречия. Став христианином, он написал несколько произведений в пользу тринитарианства. Кроме прочего, он писал:

            «Никакой мёртвый человек не может сам себя воскресить. Он (Христос) воскресил сам себя, будучи сам живым, но по телу, которое Он воскресил, Он был мёртв» (Nicene & Post-Nicene Fathers 1, Vol. 6, S. 656).

            Отец церкви Августин часто цитируется нынешними богословами, так как он всё ещё значится авторитетом по религиозным вопросам, особенно тем, которые касаются «Божества».

            Так называемые ариане (названы по имени Ария) были в последующие годы гонимы государством и церковью и подавляемы, пока они через 250 лет не были искоренены.

            Франкский король Хлодвиг и его подданные приняли католическую веру через крещение около 500 года. В 517 году началась католизация арианских германцев. После долгих, упорных сражений были уничтожены три наиболее значительных арианских народа: в 493 г. герулы, в 534 г. вандалы и в 538 г. – остготы.

            На соборе в Халкедоне (451 г.) были подтверждены и подкреплены решения соборов Никейского (325) и Константинопольского (381), и вместе с тем их объявили экуменическими.

            Вплоть до самого 16-го века никто в христианстве не отваживался исследовать фон, на котором развивалось учение о троице. Если же кто в пору средневековья рисковал сомневаться в этой нерушимой догме и пытался её опровергнуть – того обезглавливали, как это сделали с Иоанном  Сильвансом (1577 г.), либо сжигали на костре подобно Михаилу Сервету (1553 г.).

            Лишь в небесных книгах (Мал. 3:16) значится, сколько было их – неизвестных, стойких верующих, которые за исповедание истины заплатили своей жизнью (ср. Откр. 6:9-11; 17:3-6).

            Католическая церковь заявила в «Life Magazine» от 30.10.1950 г.:

            «Наши оппоненты говорят иногда, что никакое вероучение не должно быть закреплено догматически, если оно в священном Писании однозначно не преподаётся… однако же сами протестантские церкви приняли такие учения, как троицу, которое не подкрепляется авторитетом Евангелия!».

            Священное Писание открывает нам только ОДНОГО Бога – Яхве (евр. יהוה JHWH). Яхве – это собственное имя живого Бога, которое никакой, людьми изобретённый, бог или мёртвый идол не имеет. Еврейское слово «еlohim» и греческое слово «theos» в большинстве переводов Библии представляется как «Бог» или «боги». Однако же оба эти слова не являются «именами», но видовыми понятиями, применяемыми также и к языческим богам и богиням (ср. 1 Кор. 8:4-6; см. также перевод Эльберфельдера, снабжённый объяснениями слов и понятий).

            Около 7000 раз библейский Бог открывает себя Сам через единственное в своём роде имя (см. Исх. 20:2).

            Яхве Сам дал Своему Сыну имя «Jahschua» (евр. יהושׁע). Таким образом, каждому человеку видно Божественное происхождение Сына от Отца («принадлежность к семье»). «Jahschua» означает: «JAHWEH спасает» через Cвоего Cына «Jahschua». Нет другого имени, которым бы спаслось человечество (Деян. 4:12; 2:21; Матф. 21:9). Иосифу было поручено дать Сыну Яхве еврейское имя Jahschua (Матф. 1:21-25).

            Мессия не получил ни от Своего Отца JAHWEH, ни от Своих учеников, которые, будучи иудеями, говорили по-арамейски либо по-еврейски, греческое имя «Иисус». И в первозданной общине Мессия не получил нового имени (ср. Откр. 2:3). Последователи Мессии сохраняли изначальное имя их Спасителя, и это несмотря на то, что Пергамская церковь жила там, где находился престол сатаны (Откр. 2:13; 13:6, ср. также Откр. 3:8-11). Даже тогда, когда Антипа, верный свидетель, был убит там, где жил сатана, верующие не отреклись от имени Jahschua. Написано, что Он только тогда откроет Своё новое имя, когда новый Иерусалим сойдёт с небес (Откр. 3:12). В устах 144 тысяч победителей не найдено «лукавства», они непорочны и безупречны. Когда они вместе с Агнцем будут стоять на горе Сионе, тогда на челах их будет написано имя Бога Отца (Откр. 14:1-5; 22:3-7).

            Примечание: имена Бога (JAHWEH) и Его Сына (Jahschua) взяты из еврейского либо арамейского языка, то есть, из родного языка Мессии и Его учеников.

 

         Своим единственным в своём роде именем единый истинный, Всемогущий Бог открывает Себя в Своём законе:

«Я – ЯХВЕ, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (первая заповедь, Исх. 20:2,3);

«Не делай себе кумира и никакого изображения… Не поклоняйся им и не служи им» (вторая заповедь, Исх. 20:4-6);

«Не произноси имени ЯХВЕ, Бога твоего, напрасно…» (третья заповедь, Исх. 20:7);

«…Я – ЯХВЕ, Я не изменяюсь…» (Мал. 3:6);      

         Цитатой из Втор. 6:4 свидетельствует Мессия:

«ЯХВЕ, Бог наш, ЯХВЕ един есть» (Марк. 12:29);

         Апостол Павел ещё раз подтверждает убедительно, что у нас только один Бог – Отец:

«…мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, – так-как есть много богов и господ много, – но у нас ОДИН Бог – Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им. Но не у всех такое знание» (1 Кор. 8:4-7);

«Ибо все народы ходят, каждый – во имя своего бога; а мы будем ходить во имя ЯХВЕ, Бога нашего, во веки веков» (Мих. 4:5, ср. Зах. 6:12, 13; 10:1,2,12).

         Сын живого Бога, все пророки и апостолы, а также народ ЯХВЕ исповедуют монотеизм – веру в ОДНОГО (ЕДИНОГО) Бога.

 

 

Далее

 

Сайт управляется системой uCoz