Открой очи мои

 [Главная] [Аннотация] [Титульный лист]

 

 

К читателю

Глава 1. РЕЖИМ

Глава 2. ЦЕРКОВЬ

Глава 3. ЦЕРКОВЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СВОБОДА СОВЕСТИ

Глава 4. ПРИЗВАННЫЕ НА СЛУЖЕНИЕ ИЛИ ПРИГЛАШЕННЫЕ

Глава 5. МОЖЕТ ЛИ ЦЕРКОВЬ АСД ОШИБАТЬСЯ?

Глава 6. НАРОД, КОТОРЫЙ ПРИЗЫВАЕТ БОГ

Глава 7. «И ВРАТА АДА НЕ ОДОЛЕЮТ ЕЕ»

Глава 8. НЕЗАВИСИМОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Глава 9. ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ АСД К НЕЗАВИСИМОСТИ

Глава 10. ЕДИНСТВО В ТЕЛЕ ХРИСТОВОМ

ССЫЛКИ (Используемая литература)

 

 

 

 

«Призри, услышь меня, Господи, Боже мой!

Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;»

(Псалтирь 12:4)

 

 

К ЧИТАТЕЛЮ

 

«Заговорил бедный, и говорят: "это кто такой?". И если он споткнется, то совсем низвергнут его».

Сир.13:29.

 

Побуждением к данным письменным размышлениям послужил вопрос, который я услышал, случайно включив телеприемник. Транслировался один из заурядных американских фильмов, которым режиссер хотел показать обычную жизнь солдат в армии. Один из них вел личный дневник, в который записывал свои наблюдения, чувства и размышления о жизни. Каким-то образом сослуживцы узнали об этом тайном дневнике и с тех пор стали мучиться сильным любопытством, страстно желая узнать, о чем же писал их товарищ. И вот однажды, в отсутствие автора, ребята решили поинтересоваться его записями. Содержание дневника их настолько увлекло, что они не заметили появление того, кому принадлежали эти заметки. Огорченный такой наглостью своих друзей, солдат в порыве гнева стал вырывать свой дневник из рук читающего, но это ему так и не удалось. Теперь его личные «тайны» стали достоянием гласности. Это сильно подействовало на парня, но, к его удивлению, еще больше на его сослуживцев. Размышляя о случившемся, он внезапно пришел к открытию для себя, что написанные им слова имели какое-то особое влияние на читающих эти строки. И это заставило солдата задуматься: «Почему написанное слово имеет большее влияние на читающего, нежели сказанное?».

Именно этот вопрос героя неизвестного мне фильма заставил и меня задуматься над этим явлением человеческой натуры. В действительности, написанное слово сильнее влияет на человека, чем сказанное. Сделав это открытие, я тоже почувствовал сильное желание написать то, что волнует меня и многих любящих Господа моих братьев и сестер, верующих различных христианских церквей, а также и тех, кто по определенным обстоятельствам просто не желает принадлежать к какой-то церкви. Сильное желание писать родилось оттого, что изложенные на бумаге мысли также вызовут определенный интерес как у друзей моих, так и у «врагов».

Я ожидаю неоднозначную реакцию, в особенности у тех, которые сегодня несут большой груз ответственности, находясь на посту руководителей как нашей всемирной церкви, так и многих других деноминаций. Однако заверяю Вас, что я вовсе не пытаюсь подвергать суровой критике тех, кто стоит во главе церкви, но вместе со всеми любящими Господа хочу знать и выполнять волю Божию, единственно «благую, угодную и совершенную», как об этом говорит нам Писание.

Вместе с глубоко уважаемым мною автором широко известной книги Джоном Паулином «Библейская истина в современном мире», я пытаюсь осмыслить нашу адвентистскую проблему в России. Почему многие наши соотечественники, присоединившиеся к церкви на заре «перестройки», «утратили веру в Церковь адвентистов седьмого дня и доверие к ее членам?» 1 (здесь и далее цифрами обозначены ссылки на труды, список которых находится в конце книги; редактор). Именно с такими словами в своем вступлении в вышеупомянутой книге автор обращается к читателю. Используя его выражение, я, прежде всего, ставлю вопрос всем руководителям адвентистской церкви, начиная от пастора и кончая руководителем самого крупного объединения церквей: почему многие оставляют нашу церковь? Волнует ли это вас? Если да, то, что мы делаем, чтобы найти причину и устранить ее? Я хотел бы сотрудничать и общаться со всеми, кому дорога судьба Церкви Христовой.

Мне, как пастору Божьего стада, небезразлично то, что происходит сегодня в наших рядах. Тенденция ухода людей из церкви по различным причинам наблюдается во всех христианских деноминациях, включая и традиционные церкви. Если в начале 90х годов массы людей шли в церковь, то сегодня многие покидают ее. И причина вовсе не в том, что они разуверились в Боге и больше не желают читать Библию. Потребность в Боге сегодня высока, как никогда. Однако люди не спешат в церковь. Почему? Причина в том, что церковь стала далекой от человека с его проблемами. Сознаем ли мы это? Церковь больше не удовлетворяет духовные потребности души человека. Несмотря на усилия участвовать во всех процессах жизни нашего общества, трещина между церковью и обществом становится все больше.

Такая тенденция была отмечена еще в начале 20 столетия русским христианским мыслителем В. В. Розановым. Удивительно, но ровно сто лет тому назад в своем труде «Около церковных стен» он написал: «…ибо не у нас только, но и на Западе, до известной степени в целой нашей цивилизации глубокая, органическая трещина разделила культурное общество и Церковь. И этим тревожится не столько общество, сколько Церковь. Протестантские, католические страны и, наконец, наше Православие равно объемлются тревогою, что приходящие к службе в храме Божием все редеют и редеют, и что они не только количественно, но, главное, качественно понижаются» 2. Картина современных храмов, редеющих все больше, в точности изображает состояние Церкви сто лет тому назад. И возможно это стало толчком к тому, что тогда в нашем Русском обществе стали зарождаться идеи мятежа и революций. Рассуждая об этом дальше, автор говорит: «От Ватикана до Берлина и Петербурга не осталось от христианства ничего, кроме уменья «навести справку по книгам», и это библиотечно - административное христианство куда превзошло саддукейство и фарисейство. Увы, нигде нет этой галилейской свободы и простоты, этой религии на улицах и в поле, с захождением в дома для простых бесед, с проповедью на озере, на горе, днем или ночью, – религии среди знакомых и друзей. Боже, до чего тогда было не похоже на наше. Плакать хочется при сравнении. Мы расселись по канцеляриям и говорим: «вот взгляните на нас, мы – христиане». Нигде теперь в целом христианстве нет этих бытовых евангельских сцен, этих первых «лилий», и «птиц» преобразившей все новой религии. До чего грустно. Как все началось. И как все кончается… Утрата чистосердечия и искренности – вот это более всего поразительно in officio христианства. Интеллигенция разбрелась по сторонам не только оттого, что ей холодно и неуютно, а и оттого еще, что без всяких высоких претензий, однако, она привыкла к искренности, считает ее почвою, вне которой нельзя ничего добиться и, наконец, простым приемом умственной порядочности: и вот этого обыкновенного и невысокого качества не видит в сфере столь высоких претензий» 3. Каждому христианину, а тем более руководителям Церкви, стоит задуматься над выше приведенными словами. Христианство все более становится «официальным», утратив самое главное свое качество. Действительно плакать хочется, глядя на современные наши церкви. Стоит зайти в любую из них, и ты увидишь, что богослужения совершаются по определенному сценарию «свыше» установленного порядка. Да никто и не будет пытаться изменять этот порядок, просто хочется себя чувствовать свободно и тепло в обществе христиан. Миру именно этого хочется. «Мир изголодался по благодати» – говорит Филипп Янси 4, в своей замечательной книге. А как отнесся бы Христос к тому, что происходит в христианских церквах сегодня? Думаем ли мы об этом?

Слава Богу за то, что и сегодня в нашей адвентистской церкви есть думающие пасторы, которым небезразлично будущее Церкви. Доктор философии, профессор истории церкви университета Эндрюса Джордж Найт в своем докладе «Если бы я был сатаной», представленном на съезде Генеральной Конференции в Торонто в 2000 году, также отмечает проблему офисного христианства, к которому скатывается и наше адвентистское движение. Такой подход очень соответствует тому, что запланировал сатана, чтобы уничтожить церковь.

В своей статье «Размышляя о настоящем и будущем адвентизма в России» М.М. Кулаков пишет: «Сегодня наша Церковь утрачивает общественное лицо. Ее деятельность теряет сегодня социальную злободневность. Приглашенные из-за рубежа новые руководители, будучи каждый в отдельности славными людьми, приезжая сюда на короткий срок, не имея глубоких корней в нашем обществе и тонкого понимания его культуры и истории, и испытывая проблемы языкового барьера, не могут развивать – с перспективой на будущее – органичных и прочных связей между Церковью и окружающим обществом»  5. Адвентизм столкнулся с теми же проблемами сегодня в России, что и традиционное христианство, о чем писал В.Розанов. Церковь не может иметь будущего, если игнорируются принципы Евангелия, о которых говорит апостол Павел: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть» (1Кор. 9:19). Павел не игнорировал культуру тех, кому проповедовал Евангелие, а старался встать на их уровень. Способны ли мы к этому? А может быть мы слишком горды, чтобы уступить и «поработить» себя всем? Мы скорее готовы «поработить» других себе, демонстрируя при этом, что «наша» истина лучше. О чем говорит такой подход? Почему мы не готовы приспособиться к новым обстоятельствам жизни общества?

Размышляя об этом, мой сын, студент РГПУ имени Герцена, предложил мне одну цитату, которую он записал в свой дневник. Она очень хорошо отображает действительность нашего консервативного мышления. Вот что говорит современный бизнесмен: «Есть так много «умных» людей, которые спорят или защищаются, когда новая идея не вписывается в их мировоззрение. В этом случае их так называемый «ум», объединенный с «высокомерием», равняется «невежеству». Каждый из нас знает людей, имеющих хорошее образование, верящих в свою сообразительность, но их баланс выявляет, что у них далеко не все в порядке. По-настоящему умный человек приветствует новые идеи, так как они существенно расширяют его кругозор. Умение слушать гораздо важнее, чем уметь говорить» 6. О чем говорит наш «баланс» и отчеты, в том числе и финансовые? Готовы ли мы приветствовать новые идеи в церкви, или же наш «высокий интеллект» будет сопротивляться им? Руководитель любого уровня вынужден признать, что у нас далеко не все в порядке, а что касается финансов, то их катастрофически не хватает, чтобы обеспечить самые элементарные нужды церквей. Но вместо того, чтобы приветствовать новые идеи и подходы, мы усиленно противимся и стоим на страже наших «традиций», преследуя тех, кто пытается изменить существующий порядок.

Лаодикийская Церковь, как никакая другая, обличается Христом за свое самодовольство. Именно самодовольство является причиной, что церковь не желает принимать что-то новое, отличное от ее традиционных взглядов. Чего стоят наши отчеты, если реальность свидетельствует об обратном? Может быть, и нам все же следует прислушаться к «новым идеям», которые предлагает М.М. Кулаков в своей статье? А впрочем, новы ли они? Вот что говорит по этому поводу Е. Уайт, которая много усилий приложила на борьбу с консерватизмом в руководстве. Мне очень дороги эти слова, найденные в любимой книге «Желание Веков»: «Тот, чье сердце отзывчиво к Божественному прикосновению, будет стремиться углубить свое познание Бога, очистить и возвысить свой характер» 7. «Углубить свое познание Бога» – что это значит? Прежде всего, мы не будем стоять на одном месте, а все больше углубляться в своих познаниях, обретать новое видение, расширять свой кругозор. Именно это вдохновляет меня к более глубокому познанию.

Естественно, что мы каждый по-своему отзываемся на Божественное прикосновение. И это хорошо и нормально, и должно побуждать нас только к благодарности Господу. Но результат прикосновения должен быть виден – это очищенный и возвышенный характер. Это скрыть невозможно. Прикосновение Господа к каждому из Своих строптивых учеников не было напрасным. Они приобрели новое видение Бога, и это подействовало на их характеры. Все, кроме одного, стали отражать Его славу, и люди потянулись ко Христу, о Котором ученики проповедовали. Апостолы не нуждались в каких-то рекламных средствах, тысячи людей желали встречи с ними.

Наша Церковь АСД взяла на себя историческую роль Божьего Вестника. Это очень ответственная претензия. Весть наша действительно уникальна. Пророческие откровения, имеющиеся у нас, должны послужить мощным толчком к освещению всего мира славой Божией, как предсказывали библейские пророки (см. Иез. 43: 2; Откр. 18: 1). Однако, осмысливая свое настоящее духовное состояние, начинаешь, порой, сомневаться в своем предназначении как Церкви. Сможем ли мы выполнить эту задачу?

Священное Писание уверяет нас, что ни одно слово, исшедшее из уст Господа, не останется неисполнившимся: «Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось» (Ис.Нав. 21: 45).

Это утверждение Священного Писания дает всем любящим Господа силу и желание еще больше трудиться для Него в наше непростое время духовной тьмы. Уверен, что настало время для нас переосмыслить свое предназначение как церкви в свете Библии и советов Духа пророческого. Наша слепая уверенность может сделать нас непригодными для этой важной цели, и Бог найдет другие сосуды.

То, что вы прочитаете в этой небольшой брошюре, является попыткой осмыслить происходящее сегодня в нашей адвентистской Церкви и в христианстве в целом. Думаю, что впервые изложенные мной размышления на бумаге будут иметь определенное влияние на каждого читающего. Одни согласятся с ними, и я буду очень рад этому, потому что мы вместе сможем думать и молиться о будущем Церкви, к которой принадлежим. Другие озлобятся и осудят, также как и упомянутую мной, вышедшую еще в 1996 году статью М.М. Кулакова. Но это будет тогда еще одно свидетельство об ограниченности и узости нашего мышления и понимания пророческого движения. Мы, порой, бываем слишком заняты «Божьим делом» и не слышим того, что так важно услышать и понять. Мы остаемся слепы к тому, что происходит вокруг нас, и это огорчает нашего Господа.

С теми, кто готов открыто и честно оппонировать изложенным в этой брошюре идеям, я тоже буду рад встретиться для совместной молитвы о мудрости и покаянии. Возможно, это приведет к желанию открыто, в духе братской любви и уважения, говорить о наших проблемах, чтобы не потерять того, над чем мы трудились.

Я отчетливо сознаю актуальность известной мудрости: «Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден» (Сир. 20:8).

Но, «Впрочем кто может возбранить слову!» (Иов 4:2). Вам судить об этом, дорогой читатель.

 

Н.Р. Линк,

Санкт Петербург, Июнь, 2003

 Далее

 

Сайт управляется системой uCoz