Георгий Мелащенко

Кем и когда суббота была
изменена на воскресенье

 

[Главная] [Аннотация]

 

Глава 1. Первый день недели в свете Нового Завета


Глава 2. Первый день недели и суббота после первого столетия


Глава 3. Пророчество Даниила относительно власти, которая возмечтает отменить «праздничные времена и закон»


Глава 4. Духовное пробуждение


Глава 5. Закон и Евангелие


Глава 6. Памятный день Господень
 

Ссылки, Библиография

 

 

 

От автора

 

Хочу выразить благодарность Ольге Гончаровой и моим редакторам, которые предпочли остаться неназванными, за их неоценимую помощь в работе над этим трудом. Тщательный перевод некоторых источников на русский язык, выполненный О. Гончаровой, и многие часы редактирования, набора и подготовки к печати сделали возможным издание этой книги. Я очень признателен всем им за участие в этой работе.

Георгий Мелащенко

Октябрь 1991 г.

 

 

Первый день недели

в свете Нового Завета

 

В течение многих столетий большая часть христианского мира соблюдает воскресенье как день покоя и богослужения. Ныне воскресенье празднуется не только христианскими народами, но и народами, исповедующими иную религию, и даже языческими и атеистическими странами. Конечно, не все относятся к этому дню одинаково. Некоторые чтят воскресенье, считая, что Христос установил этот день как день поклонения и религиозных собраний. Другие считают воскресенье просто удобным временем для отдыха и развлечений.

Многие искренние христиане соблюдают первый день недели потому, что в этот день Христос воскрес из мертвых; этим они желают засвидетельствовать, что они верят в Христа как в своего воскресшего Спасителя. Они утверждают, что после воскресения Иисуса этот день стал для христиан днем покоя и поклонения. Но есть и другие христиане, которые соблюдают седьмой день недели, субботу, день, установленный Богом для покоя и поклонения еще при сотворении мира, как памятник Его творения. Они верят и учат, что суббота является днем покоя, заповеданным Богом в четвертой заповеди Закона Божьего. Они обращают внимание на то, что Христос и Его ученики, апостолы, храня субботу по заповеди в земной жизни, доказали христианам всех времен, что суббота остается днем, установленным Богом для покоя и поклонения.

Возникают вопросы: почему почти все христиане ныне празднуют воскресенье? Кем и когда суббота была изменена на воскресенье? Кто осмелился изменить ясное повеление Божье? В данном труде мы хотим вкратце исследовать эти вопросы с точки зрения Священного Писания и проследить процесс перемены субботы на воскресенье в церковной истории.

Мы начнем с рассмотрения роли первого дня недели в свете Нового Завета.

 

Восемь текстов

 

В Новом Завете содержатся восемь текстов, в которых упоминается первый день недели. Данные места Священного Писания укажут нам, чему учит Новый Завет относительно святости этого дня. Они покажут, чтó Христос и апостолы говорили о воскресенье как о дне покоя и поклонения,

В первых шести текстах речь идет о воскресении Христа, и первый день недели упоминается в связи с повествованием об этом событии. Первый текст мы находим в Евангелии от Матфея 28:1,2. Евангелие от Матфея, согласно преданию, было написано приблизительно через восемь лет после вознесения Христа. Мы читаем следующее:

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем».

Заметьте, что день этот был просто назван «первым днем недели», каковым он и считался от сотворения мира. Следующий текст находится в Евангелии от Марка, в 16-й главе. Считается, что это Евангелие было написано приблизительно в 67 г. по Р. X., через тридцать с лишним лет после воскресения Христа. Здесь сказано:

«По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца... И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь, Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (ст. 1,2,5,6).

В этих словах опять подчеркивается факт воскресения Христа на рассвете первого дня недели.

Третье упоминание о первом дне недели содержится в этой же главе, в 9-м стихе:

«Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов».

Здесь опять повторяется тот факт, что Христос воскрес в первый день недели. Обратите внимание, что в этих трех библейских текстах, написанных в первом веке христианской эры, были использованы прежние названия дней недели.

Теперь прочтем четвертый текст, в котором упоминается первый день недели. Мы находим его в Евангелии от Луки 24:1. Но начнем читать с предыдущей главы, стихи 50,52-56, где описываются события в день распятия Христа. Этот день мы теперь называем пятницей.

«Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый... пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины... и смотрели гроб... возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди».

Теперь прочитаем Лк. 24:1:

«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие».

Заметим, что в пятницу, в день, когда Христос был распят, женщины, посмотрев, где было положено тело Иисуса, перед наступлением субботы приготовили ароматные мази для помазания тела. Затем они «в субботу остались в покое по заповеди». Здесь евангелисту Луке, который писал свое Евангелие спустя 30 лет после вознесения Христа, представлялся удобный случай, и, более того, он даже был обязан упомянуть, что вместо седьмого дня христианам следовало теперь соблюдать первый день недели. Однако он не указал, что седьмой день соблюдался «по заповеди» до распятия, а теперь, после воскресения, он был заменен другим днем, а именно первым днем недели. А такое наставление, если бы перемена произошла, было бы необходимо для новообращенных христиан, для которых он писал Евангелие (см. Лк. 1:1-4).

Следующий текст находится в Евангелии от Иоанна 20:1:

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба».

Здесь повторяется то, что уже было сказано в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, то есть что Христос воскрес в первый день недели.

Шестое упоминание о первом дне недели в Новом Завете находится в 19-м стихе этой же главы:

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где находились ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!».

В этот день рано утром святые жены нашли гроб пустым. Но ученики еще не знали и не верили, что Господь воскрес. Они находились в верхней горнице и закрыли двери, так как боялись, что толпа придет и убьет их. Они собрались здесь не с религиозной целью, а «из опасения». Здесь им явился Христос.

При внимательном чтении повествования об этом дне у евангелиста Марка мы заметим, что ученики не поверили Марии, будто бы она видела Иисуса воскресшим. Они также не поверили, когда пришли два ученика и рассказали, что они встретили Христа в тот же день по дороге в Еммаус. Таким образом, становится ясно, что в тот вечер ученики не праздновали Его воскресение и не собирались с религиозной целью. Более того, когда Иисус явился им, Он был вынужден показать Свои раны, чтобы убедить учеников в том, что это действительно был Он. Христос даже ел перед ними в доказательство того, что это был Он. В Евангелии от Иоанна 20:20 мы читаем:

«Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа».

Однако Христос ничего не сказал о том, чтобы с тех пор ученики собирались в первый день недели.

Эта встреча произошла в воскресенье вечером, в конце первого дня недели. Многие библейские ученые считают, что евангелист Иоанн писал свое Евангелие после того, как он написал Книгу Откровение, то есть приблизительно через 60 лет после воскресения Христа. Он все еще называл первый день недели «первым днем», а не «днем воскресения» или «днем Господним», как он теперь называется многими христианами. Если воскресенье, первый день недели, к тому времени уже именовали «днем Господним», то почему Иоанн не назвал его так в своем Евангелии?

Осталось еще два текста, в которых упоминается первый день недели. Один из них находится в 20-й главе Книги Деяния святых Апостолов. Прочтем стихи с 5-го по 8-й:

«Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде. А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников».

Апостол Павел шел в Иерусалим из Европы и Малой Азии. Евангелист Лука, врач по профессии, находился с ним и записывал происходящее. Это было вечернее собрание, как видно из 8-го стиха, в котором говорится:

«В горнице, где мы собрались, было довольно светильников».

Пока Павел проповедовал до полуночи, молодой человек, который, вероятно, не был очень заинтересован проповедью, заснул на подоконнике третьего этажа. Юноша упал, и, казалось, разбился насмерть. Апостол Павел заверил окружающих, что он жив, и продолжил собрание. После проповеди совершили Вечерю Господню, и Павел беседовал с собравшимися до рассвета. А затем апостол Павел продолжил свое путешествие. Он пешком пересек мыс, в то время как сопровождавшие его ученики огибали мыс на корабле.

В Священном Писании день исчислялся от вечера с захода солнца и до вечера следующего дня. Так считалось со времени сотворения Богом нашего мира. В первой главе Книги Бытие шесть раз встречаются слова: «И был вечер, и было утро: день один», «...день второй» и т. д.. В Книге Левит мы находим прямое указание на то, как соблюдать субботу (и другие праздники):

«От вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев. 23:32).

Такое же исчисление времени использовалось и в Новом Завете, где мы можем прочитать о событиях, произошедших в одну субботу. В ту субботу Христос и ученики были в синагоге на богослужении, после чего Он пошел в дом Петра. Там теща Симонова лежала в горячке. Иисус исцелил ее. По-видимому, слух об этом разнесся по всему городу, потому что «при наступлении... вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых» (Мк. 1:32), чтобы Христос исцелил их. Здесь ясно говорится, что при заходе солнца начинался вечер, и, следовательно, заканчивалась суббота и начиналась новая неделя (жители города должны были ожидать конца субботы, так как иудейские вожди запрещали исцеления в этот день). В наше время такое исчисление времени сохранилось среди набожных евреев. Когда наступает еврейский праздник, например, Йом Киппур, День суда, они соблюдают его, начиная с вечера и заканчивая при заходе солнца на следующий день.

Так как по библейскому исчислению день начинается с вечера, то можно сказать, что собрание в Троаде состоялось в субботу вечером. Некоторые современные английские переводы данного текста так и уточняют это1. По-видимому, апостол Павел в воскресный день прошел около 36 миль (58 км) до места, где его ожидал корабль с остальными верующими путешественниками. Воскресенье не было для него днем покоя.

Некоторые могут настаивать, что это определенно религиозное собрание происходило в воскресенье вечером. Даже если мы допустим, что оно началось в воскресенье вечером, то Вечеря Господня праздновалась после полуночи, и, по библейскому исчислению, Вечеря происходила бы в понедельник рано утром.

Нужно заметить, что само по себе «преломление хлеба», или причастие, не делает день святым. Иисус не дал никакого наставления о том, в какой день совершать Вечерю Господню. Впервые Он совершил ее с учениками в четверг вечером, а после Него верующие собирались с этой целью ежедневно, как мы можем заключить из Деян. 2:41,42. В Троаде Павел совершил преломление хлеба ночью. Но это не доказывает, что Вечеря должна быть обязательно вечером или ночью.

Впоследствии некоторые отцы Церкви давали советы относительно того, когда совершать Вечерю Господню. Так, Иероним говорил, что можно принимать причастие во всякое время2. Василий Понтийский писал, что причастие можно принимать четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и в субботу3. Иоанн Кассий утверждал, что в субботу и в воскресенье (в «день солнца») можно принимать участие в преломлении хлеба4. Интересно, что этот отец Церкви использовал римское наименование первого дня недели — «день солнца». Иустин Мученик также писал, что «преломление хлеба» можно делать в «день солнца»5. А церковный историк Сократ Схоластик писал в V в., что «почти во всех церквах по всему миру Тайная Вечеря совершается по субботам каждую неделю»6. Итак, очевидно, что в раннехристианской Церкви не было точного установления, когда совершать Вечерю Господню. Одни советовали праздновать Вечерю ежедневно, другие четыре раза в неделю, а некоторые дважды в неделю — в субботу и в воскресенье.

Относительно Вечери Господней в Троаде возникает еще один вопрос: зачем стоило откладывать преломление хлеба до поздней ночи, если верующие собирались на обыкновенное богослужение утром или днем в воскресенье? Не указывается ли здесь на то, что это было прощальное собрание? Вероятно, Павел провел с ними субботу, а потом продолжил собрание, участвуя в преломлении хлеба ночью, и таким образом использовал каждый час для общения с верующими, которых он не чаял больше увидеть.

А теперь обратимся к последнему тексту в Новом Завете, в котором упоминается первый день недели. Он содержится в Первом послании к Коринфянам 16:2. Здесь мы читаем:

«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду».

Слова «пусть отлагает у себя» ясно указывают на то, что это не было общественным сбором в церкви, но личным сбережением у себя дома для особой цели. Тут ничего не говорится о богослужении в первый день недели. Напротив, скорее можно предположить, что общего собрания в воскресенье вообще не было.

Почти триста лет спустя один из отцов церкви, Иоанн Златоуст (умер в 407 г.), писал по этому поводу:

«Павел не говорит: пусть принесет в церковь — они, может быть, стыдились бы такого маленького дара; но если сумма постепенно росла, они могли без стыда принести ее в свое время в церковь»7.

Заметим, что хотя Иоанн Златоуст сам уже праздновал воскресенье, его объяснение данного текста показывает, что он не считал это место Писания доказательством проведения богослужебных собраний в воскресенье в раннехристианской Церкви.

Думается, вряд ли можно полагаться на этот текст для обоснования празднования первого дня недели. Понятно, что, обращаясь с таким советом, Павел не давал инструкций для общего собрания верующих.

Напротив, мы можем извлечь из 1 Кор. 16:2 намек на то, что эти верующие коринфяне работали всю неделю и покоились в субботу. В пятницу у них не оставалось времени подсчитывать заработок минувшей недели, чтобы решить, сколько они могли отложить для дела Божьего. Таким образом, возможность сделать это появлялась в начале новой недели.

 

День Господень

 

Мы сделали обзор восьми новозаветных текстов, в которых упоминается первый день недели. Ни один из них не может служить поводом к соблюдению воскресенья.

Однако обратим внимание еще на один текст Библии, на который подчас указывают как на доказательство того, что первый день недели был известен апостолу Иоанну как «день Господень». В Откровении 1:10, во всех древних греческих манускриптах, с которых делались переводы Библии, в этой фразе присутствует выражение «день Господень». Однако данные манускрипты не содержат ничего, что могло бы ясно показать, какой именно день недели упоминал Иоанн. Исторические данные, относящиеся ко времени спустя почти столетие, указывают, что только тогда первый день недели некоторые христианские авторы стали называть «днем Господним».

Мы хорошо знаем, что позже воскресенье стало именоваться «днем Господним». В русском синодальном переводе вышеупомянутого текста Библии даже говорится: «Я был в духе в день воскресный». Совершенно очевидно, что это есть толкование, основанное на более позднем обычае, а не перевод манускрипта. Переводы Библии на другие языки, а также и иные переводы на русский язык (например, Венский перевод, издание Российского Библейского Общества и более поздние переводы) употребляют выражение «день Господень». Но то, что поздние церковные писатели прилагали выражение «день Господень» к воскресенью, не может служить доказательством того, что и апостол Иоанн называл его так. Вдобавок ко всему данный текст ничего не говорит о том, что было или должно было быть в этот день: общественное религиозное собрание, или богослужение, или же что он был днем покоя.

Наоборот, при отсутствии исторических данных, датируемых временем, в которое жил апостол Иоанн, можно предположить, что он употреблял это выражение с тем же смыслом, что и в других библейских выражениях. В Евангелиях мы читаем, что Господь Иисус Христос во времена Своей земной жизни назвал один день Своим, и это был день субботний! Он учил:

«Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:28).

Таким образом, можно считать, что Иоанн «был в духе» в субботу. Итак, данный текст также не дает достаточного основания для празднования воскресенья.

 

Памятник воскресения Иисуса

 

Многие христиане считают, что празднование первого дня недели было установлено в честь воскресения Иисуса Христа. Сам Христос учил, что напоминанием о Его страданиях и смерти будет служить Вечеря Господня. Он Сам установил этот святой обряд перед Своей смертью, говоря: «Сие творите в Мое воспоминание». А чтобы вспоминать Его воскресение, Христос повелел верующим креститься. О значении водного крещения мы читаем в Послании к Римлянам 6:2-6:

«Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху».

А в Послании к Колоссянам 2:12 мы читаем:

«Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых».

Значит, умерщвление ветхого человека при духовном возрождении напоминает телесную смерть Христа; погружение в воду при крещении напоминает лежащего в гробе Христа; а поднятие из воды для обновленной жизни со Христом свидетельствует о воскресении Христа из гроба. Чтобы действительно вспоминать воскресение Христа, нужна обновленная жизнь, которая начинается при водном крещении. Соблюдения одного дня в неделю для этого не достаточно.

 

Заключение из девяти текстов

 

Мы коснулись всех текстов Нового Завета, в которых упоминается первый день недели, воскресенье, и одного текста, который некоторые относят к воскресенью, и не обнаружили, что этому дню приписывается какая-либо святость или что он был установлен как день поклонения. Ни Иисус, ни Его апостолы, по-видимому, не учили, что первый день недели являлся днем покоя или поклонения после воскресения Христа.

Интересно заметить, что отцы Церкви в продолжении нескольких веков после вознесения Христа не ссылались и не цитировали эти восемь или девять новозаветных текстов в пользу святости воскресенья. Только сравнительно недавно защитники святости воскресенья стали цитировать их в свою пользу. Очевидно, древние знали, что они не могли пользоваться этими текстами для обоснования своих предложений перенести еженедельный праздник на воскресенье, когда в первые века по Р. X. не раз возобновлялся спор относительно того, какой день соблюдать: субботу или воскресенье.

 

Несколько замечаний

о субботе и «первом дне»

 

1. Почему празднующие первый день недели в честь воскресения Христа делают это каждый седьмой день, а не раз в году, как, например, празднуется Его рождение? Ведь еженедельное празднование одного дня в честь Его воскресения означает, что этот обряд построен на основании четвертой заповеди, поскольку о праздновании одного дня из семи говорит именно четвертая заповедь. Таким образом, четвертая заповедь утверждается соблюдающими воскресенье. Но если каждую неделю праздновать первый день недели вместо седьмого, будто бы по заповеди, нужно, чтобы для этого было повеление Христа, сходное с повелением соблюдать седьмой день. Первое повеление было объявлено во всеуслышание Самим Богом с горы Синайской еврейскому народу. А в Евангелии нигде нет не только никакого указания о перемене дня празднования, но даже и намека на это.

2. Спустя приблизительно десять лет после вознесения Христа, апостол Петр навлек на себя резкое порицание руководителей христианской Церкви в Иерусалиме за то, что он «ел с язычниками» в Кесарии. Из этого видно, как трудно было христианам из евреев идти против своих преданий и обычаев жизни. Как же тогда верующие евреи смогли бы без споров и возражений принять новый день поклонения вскоре после воскресения Иисуса, как это утверждают некоторые защитники воскресенья? Мы не находим никакого упоминания об обсуждении этого вопроса в евангельских повествованиях или в посланиях апостолов. Вполне понятно, что Христос не оставил никакого  наставления или приказания относительно того, что христианам нужно святить иной день, а именно первый день недели. Первый день недели в то время был языческим праздником. Если через 10 лет после вознесения Христа руководители церкви в Иерусалиме критиковали Петра только «за общение с язычниками», то как же церковь смогла бы решительно и единодушно принять новый день покоя и поклонения, совпадающий с языческим, вопреки твердому и ревностному хранению субботы верующими всю их прежнюю жизнь и даже после распятия Иисуса, если на то не было особого и ясного повеления?

3. Обратим внимание, что говорится о Савле, когда он преследовал раннехристианскую Церковь. В Деян. 9:1,2 мы читаем:

«Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим».

Здесь говорится о том, что Савл добивался права искать последователей Христа в синагогах. Если последователи Христа отделились от евреев сразу же после воскресения Иисуса и собирались для богослужений отдельно от них по воскресеньям, как утверждают защитники празднования первого дня недели, то почему Савл искал христиан в синагогах, а не в местах их сборов? Они вряд ли могли собираться для богослужений в синагогах в другой день, кроме субботы. Из чего можно заключить, что в то время, почти десять лет спустя после вознесения Христа Его последователи поклонялись Богу вместе с иудеями по субботам.

4. Когда Павел и Варнава во время первого путешествия в Азию прибыли в Антиохию Писидийскую, они:

«войдя в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите. Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте... При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу... В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деян. 13:14-16,42,44).

Почему бы Павлу не сказать здесь верующим из язычников, что евреям он говорит по субботам, так как они привыкли собираться по субботам, а верующим из язычников он мог бы говорить в первый день недели, и что им надобно теперь соблюдать первый день недели в честь воскресения Того Иисуса, о Котором он проповедовал, если первый день недели уже стал к тому времени днем поклонения у христиан? Ведь апостол Павел, основывая новые церкви среди язычников, обязательно должен был все объяснять и давать им точные наставления. Почему же здесь, в записи об этом важном шаге в развитии христианства, мы встречаем абсолютное молчание относительно важности или святости первого дня недели?

5. В Деян. 15 повествуется о первом собрании руководителей церкви, апостолов и пресвитеров в Иерусалиме, на котором рассматривались правила и законоположения растущей христианской Церкви. Оно состоялось спустя приблизительно 20 лет после вознесения Христа.

Причиной этого собора явился вопрос, возникший в юной Церкви, к которой начали присоединяться обращенные из язычников, беспокоивший многих:

«Некоторые, пришедшие из Иудеи [в Антиохию Сирийскую, ту самую, где, согласно повествованию Луки, ученики впервые начали называться христианами и откуда Павел начал свою миссионерскую деятельность среди язычников], учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян. 15:1).

Вопрос был о том, что делать, чтобы спастись, — особенно язычникам. Павел и Варнава учили, что обращающиеся из язычников, как и сами евреи, получали спасение через веру в Христа как дар. После тщательного разбора этого важного вопроса в Иерусалиме Церковь вынесла следующее решение:

«Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Анти-охии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться... Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:23,28,29).

Заметим, что дело здесь касалось обращающихся к Богу из язычников и их спасения. Это решение было предложено Иаковом, который указал, что нет нужды полагать пространные правила, так как «закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (ст. 21). Это значит, что все остальные необходимые знания относительно веры христиане, как евреи, так и язычники, получали каждую субботу там, где они находились. Нужно отметить, что именно братья «из язычников» получали наставление каждую субботу. Если же первый день недели уже хранился церковью в то время, то почему апостол Иаков, один из руководящих братьев в Иерусалиме, подчеркнул, что по субботам, а не по воскресеньям читается Писание верующим из язычников там, где они проживали? Это событие показывает, что седьмой день — суббота — единодушно считался днем религиозных собраний в раннехристианской Церкви. Иначе апостол Павел возражал бы относительно намека на обязательность хранения субботы язычниками так же, как он возражал против обрезания новообращенных язычников, доказывая, что для них оно не обязательно.

6. В конце своей деятельной жизни Павел в последний раз прибыл в Иерусалим после третьего длительного путешествия по Азии и Европе во время праздника Пятидесятницы. Об этом мы читаем в Деян. 21:17-24,26:

«По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Итак, что же? Верно, соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон... Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение».

Важно заметить, что в 20-м стихе написано: в Иерусалиме «сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона». А в 24-м стихе они сказали о Павле: «Но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон». Это были верующие во Христа евреи, которые прибывали из разных мест в Иерусалим на поклонение в праздник Пятидесятницы. Видно, что до того времени они оставались «ревнителями закона». В 21-м стихе мы читаем, что руководители церкви в Иерусалиме сказали Павлу, будто евреи-христиане думали, что Павел учит «отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям». Они особенно упомянули обрезание, по поводу которого Павел уверял, что оно не нужно для спасения (в 1 Кор. 7:19 мы читаем слова Павла: «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих»).

Почему же тогда братья не упомянули, что евреи так же обвиняли Павла в том, что он не праздновал субботу, если бы на самом деле Павел учил и наставлял новообращенных верующих во Христа, что соблюдение субботы необязательно и что празднование недельного праздника было перенесено на воскресенье? Ведь для евреев празднование субботы имело такое же значение, как и обрезание.

Единственный вывод, который можно сделать из этого, следующий: Павла никто не обвинял и не мог обвинять в том, что он не праздновал субботу или учил, что ее не нужно больше соблюдать.

7. Более того, когда апостол Павел предстал на суде пред Фестом в Кесарии, иудеи выступали против него, «принося на Павла многие и тяжкие обвинения» (Деян. 25:7). В восьмом стихе мы читаем:

«Он [Павел] в оправдание свое сказал: я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря».

И когда Павел явился пред царем Агриппой несколько дней спустя, он сказал:

«Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи; они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению. И ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам» (Деян. 26:4-6).

Затем, прибыв в Рим, Павел созвал знатнейших из иудеев и:

«когда они сошлись, говорил им: мужи братья! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян» (Деян. 28:17).

Очень важно подчеркнуть в этих трех случаях, что если бы Павел перестал соблюдать один из важнейших обрядов иудеев — субботу, то как он мог бы делать такие заявления перед обвинителями? Заметим, что иудеи не возражали Павлу на его оправдания. Для нас очевидно одно: апостол Павел по-прежнему соблюдал субботу.

Во 2-й главе мы рассмотрим писания ранних отцов Церкви относительно святости первого дня недели. Если этот день был широко принят еще прежде или был внедрен в то время, когда они жили, в их письменных трудах мы можем надеяться встретить достаточно ссылок, свидетельствующих о такой важной перемене в церковных обычаях.

 

Далее

 

Сайт управляется системой uCoz